Brok | Дата: Воскресенье, 27.04.2008, 22:54 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 181
Статус: Offline
| Так что же такое крутящий момент и как он связан с мощностью двигателя? Вспомним то, чему нас учили в средней школе: мощность равна произведению силы на скорость (с какими-то коэффициентами в зависимости от единиц измерения) — это для поступательного движения. Допустим, тянете вы груз с усилием в 12 кг и со скоростью 1 м/с (3,6 км/ч), тогда ваша мощность — 12 кг·м/с, то есть 0,16 л.с.1 Неплохо! Космический ракетный двигатель имеет тягу в 100 т при скорости 12 км/с, следовательно, его мощность — 16 000 000 л.с.! Или же мощность определяется произведением крутящего момента на частоту вращения вала — для вращательного движения. Вот и все, остальное — простейшая математика. Если на валу мотора при 6000 об/мин зафиксирован крутящий момент в десять килограммометров, то мощность здесь равна 83,775 л.с., или (в других единицах измерения) 61,6 кВт3. Причем неважно, о каком двигателе идет речь — о том, который в паровой машине, газовой турбине, о поршневом двигателе внутреннего сгорания или об электромоторе — в плане арифметики это незначимо. И что же нашему брату-автомобилисту нужно — мощность двигателя или его крутящий момент? Вот притча. Вынесли вы на рынок картошку и хотите сбыть ее по 35 рублей за килограмм. Вроде бы главное для вас — хорошая цена. Продали пару килограммов по 35 рублей, а больше не берут — дорого. Тут-то и выясняется, что для вас важна не столько цена (за килограмм), сколько общая выручка от реализации двух центнеров картофеля. Так и с моторами. Нередко автомобилисты заявляют, что для них превыше всего — крутящий момент, тяга, а мощность — дело десятое. Или наоборот, как в старом анекдоте: дай нам, Господи, мощность, а крутящий момент мы уж как‑нибудь сами… Пусть микролитражный моторчик имеет 10 л.с. при 6000 об/мин, то есть крутящий момент на его маховике 1,2 кг·м (11,7 Н·м). Вам нужно 100 Н·м? Ради бога! Ставим понижающий редуктор (с передаточным числом 8,55) — и вот вам 100 Н·м на выходном валу. Причем мощность (за вычетом потерь) остается, естественно, той же. Хотите 1000 Н·м? Пожалуйста! Возьмите редуктор с передаточным числом 85,5 (дело только в подборе шестеренных пар). Однако при моменте в 100 Н·м на выходном валу редуктора его обороты уже не 6000 в минуту, а только 700 с небольшим. Золотое правило механики — выигрывая в крутящем моменте (в силе), проигрываешь в частоте вращения (в скорости). А 1000 Н·м вы получите и вовсе при 70 об/мин, но будет слишком медленно. Так вы хотите и крутящий момент, и обороты? И рыбку съесть, и не поцарапаться? Вам нужно продать по 35 рублей не два-три килограмма картошки, а много. Так и скажите: для меня главное — выручка (читай: мощность двигателя).
Лучшее лекарство - время, лучший доктор скорость!!!
|
|
| |